Путешествие на автомобиле по Греции. Метеора, Эдесса. Особенности проката автомобилей в Греции

Краткое содержание

Путешествие на автомобиле по Греции. Метеора, Эдесса
• • Особенности дорожного движения в Греции
• • Метеора
• • Эдесса
• • Водопад Каранос
Практическая информация
• • Как взять машину напрокат в Греции?
• • Заправки и цены на топливо в Греции

Получив прокатный автомобиль, и в первый день объехав по периметру весь полуостров Ситония, мы начали строить на следующий день более серьезный маршрут для путешествия. И вот что у нас получилось.

Маршрут:
1. Метаморфози (зеленая точка) - Салоники - по трассе Е90 мимо Верии, мимо Козани, мимо Гревены - горный серпантин - Метеора (синяя точка).
2. Обратно: Метеора (синяя точка) - горный серпантин - трасса Е90 мимо Гревены, мимо Козани - Верия - Эдесса (синяя точка).
3. И домой: Эдесса (синяя точка) - Салоники - Метаморфози (зеленая точка).

Цели поездки:
- Увидеть скалы и монастыри Метеора (а это одно из главных чудес Греции)
- Посмотреть городок Эдесса и водопад Каранос в нем
- И просто покататься по Греции

Кликните - будет ещё!
Кликните по карте – увидите маршрут, которым мы ехали.
От Салоников до Метеоры порядка 260 км, от Эдессы до Салоников порядка 80 км. Весь наш маршрут порядка 750 км.

Выехали из Метаморфози около 9 утра, после завтрака в отеле. Проехали мимо Нео-Муданья, Салоники по окружной, выехали на трассу Е90. После выезда из Салоников через несколько километров есть пункт оплаты проезда. Необходимо уплатить 1,2 евро.

Верия остается справа от трассы:

Верия

Сразу после Верии попадаем на весьма нескучный участок трассы. Судя по высоте, показываемой навигатором, мы довольно высоко взбираемся (точно не помню, но свыше 700 м над уровнем моря). Но подъем происходит плавно, без серпантинов. Зато проезжаем один за одним 14 туннелей (!). Длинна туннелей разная, от 200 м до 2,2 км.

* следующий снимок и некоторые другие в правом верхнем углу отмечены знаком . Это означает, что под таким снимком спрятан еще один – похожий или с другого ракурса. Для отображения второго снимка кликните мышкой по первому снимку, для возврата первого – кликните по второму.

Кликните - будет ещё!

В туннеле для вас 2 полосы. Встречный поток едет по своему соседнему туннелю.

Внутри туннели хорошо освещены, предусмотрена сквозная вентиляция (под потолком стоят пропеллеры, которые прогоняют воздух по туннелю), скорость ограничена до 80 или 90 км/ч

Кликните - будет ещё!

Между туннелями скорее всего виадуки, но мы об этом можем только догадываться, т.к. дорогу не видим со стороны, а едем по ней.

После проезда последнего туннеля вскоре будет еще один пункт оплаты проезда - теперь уже надо будет уплатить 2,4 евро. Оно и понятно – за такой высокобюджетный атракцион с туннелями надо брать деньги :) . Пункты оплаты представляют собой расширение дороги с трех до примерно 8-10 полос, в каждой полосе шлагбаум и будка-касса. На проезжание пункта тратится две-три минуты, не больше. Выданные чеки об оплате можно не сохранять – они никому не нужны.
Ну, а мы после оплаты едем дальше по Е90, держа путь до Гревены, а там повернем налево.

Греция на автомобиле

Пока до Гревены еще 36 км и ничего интересного вдоль дороги не усматривается, несколько слов о дорожном движении в Греции. То, каким это движение увидели мы, проехав по Греции за 4 дня 1400 км.

Дорожное движение в Греции
Дороги в Греции очень достойного качества. Зеленые на карте трассы (Е90, Е75 к примеру) – это практически автобаны, 3-4 полосы в каждую сторону, посредине отбойник, есть полосы съезда и разгона, скорость ограничена 120-130 км/ч. Эти дороги платные, как я уже писал выше. Красные по карте дороги тоже хороши – 1-2 полосы в каждую сторону, отличный асфальт, ограничение 90 км/ч. Они бесплатные.

Греческий автопарк в целом по составу моделей и среднему возрасту машин схож с нашим, если из нашего вычеркнуть все жигули, москвичи и волги. Только доля дизельных легковушек очень мала, в основном все на бензине. Десятилетних или пятнадцатилетних машин в Салониках хватает, из общей массы они не выделяются. Пристрастий к мелкому ремонту местные не испытывают. На дорогах хватает достаточно свежих машин с мелкими повреждениями, царапинами, греки совсем не спешат приводить их к первоначальному виду. На скорость царапины не влияют, расход топлива не увеличивается – ну и ладно!

Утром и днем (рабочие дни) трафик небольшой, самая движуха начинается вечером и ближе к ночи. Греки отсыпаются в сиесту и к вечеру у них появляется активность – на дорогах возникает очень плотный трафик, все несутся около 120 км/ч, обгоняя тебя, т.к. ты едешь свои законные 90-95 км/ч. Довольно неуютно себя ощущаешь. Греки нарушают, но не агрессивно. Игнорируют чаще всего знаки скоростного режима, знак STOP, иногда двойную сплошную. Поначалу пытался остановиться перед знаком STOP, в результате несколько раз создавал аварийную ситуацию. Едущие следом водители останавливаться явно не собирались. Обескураженные моей остановкой перед знаком STOP, они были вынуждены оттормаживаться в пол, за что высказывали мне свое порицание и недоумение визгом клаксонов. Пришлось соответствовать, вскоре я тоже научился проезжать STOP без остановки, особенно если за мной наблюдались другие машины. Указатели поворота греческие водители тоже воспринимают как необязательный девайс, пользуются ими лишь иногда. Просьба освободить крайнюю левую полосу для опережения выражается не миганием, а включением левого указателя поворотов (Ага! Вот для чего их придумали! ). Благодарность за то, что крайнюю левую полосу уступили для опережения выражается ни в коем случае не миганием аварийной сигнализацией – в этом случае все подумают, что у вас машина сломалась. Иногда благодарят звуковым сигналом, чаще вообще никак не благодарят. Пешеходов на нерегулируемых пешеходных переходах как правило не пропускают, останавливаются, если только человек уже сделал несколько шагов по проезжей части. Переходить дорогу по пешеходному переходу в Греции надо внимательно. Штрафы в Греции большие (не знаю в деталях, но даже за непристегнутый ремень свыше 100 евро), так что следовать примеру аборигенов и нарушать ПДД не рекомендую. Дорожную полицию за все время видели лишь 4 раза, такое ощущение, что полицейские не особо активны. ДТП не видели, кроме одного – небольшой фургончик съехал в кювет, все живы, пострадавший водитель поправится. Сложилось впечатление, что глупых аварий (когда один не держал дистанцию и въехал впереди едущему в зад) здесь просто не бывает. Хамы и неадекваты на дорогах нам не встретились. Нормально ездят.

О, заговорился, чуть не пропустил поворот у Гревены! После этого поворота мы покидаем зеленую скоростную трассу Е90 и выезжаем на обычную дорогу:

Греция на автомобиле

которая очень скоро переходит в горный серпантин, взбирающийся в горы.

Найдя подходящую площадку для съезда, останавливаемся, чтоб потоптаться, осмотреться:

Греция на машине

Греция на авто

Греция на авто

Рядом маленькая часовенка, каких на греческих дорогах огромное количество:

Часовня у дороги в Греции

Серпантин теперь взбирается вверх на высоту больше 1000 м над уровнем моря. Но это происходит плавно, везде на дороге две полосы, отличный асфальт, крутых подъемов и спусков нет, опасных кренов машины тоже нет. После Кавказских или Крымских серпантинов здесь очень спокойно себя чувствуешь за рулем. Пассажиры тоже не волнуются :) . Длина этого серпантина около 40 км.

дорога на Метеору 

Преодолев перевал, также постепенно съезжаем вниз, на равнину.

дорога на Метеору

Вскоре дорога эта уперлась в другую дорогу, более крупную (дорога Трикала - Мецово), образовав Т-образный перекресток. Повернув на нем налево на Трикалу (там есть указатель), проехав несколько километров, нашему взору предстало искомое: гигантские каменные столбы-истуканы:

Кликните - будет ещё!

Метеоры (или Метеора) представляют собой геологический феномен, их природное положение парадоксально, а происхождение до сих пор толком необъяснимо. Есть версия, что скалы вулканического происхождения, хотя рядом нет никаких вулканов, а вокруг Фессалийская равнина.

Кликните - будет ещё!

Доехав до маленького городка Коломбака (отправной точки осмотра метеор), стали искать место для парковки машины. Припарковать машину можно не везде, но найти законное место несложно. Из любой точки Коломбаки отлично, как на ладони, видны эти каменные столбы:

Кликните - будет ещё!

Создается впечатление, что эти скалы-столбы совсем рядом, только руку к ним протянуть – и потрогать можно будет. Однако, мы довольно быстро разобрались, что близость их обманчива. На нас накатило некоторое замешательство... Как же к ним подобраться, как прикоснуться рукой, подняться хотя бы на одну скалу, чтоб посмотреть на один из монастырей вблизи? Бродили минут 20 по Коломбаке, но так и не поняли, куда все же надо двигаться, чтоб подобраться к скалам вплотную. И тут увидели офис экскурсионного бюро. Я зашел и спросил по-английски у менеджера, который вышел ко мне навстречу – как и куда нам двигаться? На что был получен четкий ответ, что 2 км нам еще нужно преодолеть, и было показано направление рукой, мол по этой самой улице до конца, потом налево, а там уже одна дорога. Решено было вернуться к машине, что было весьма разумно. По указанному направлению до первого монастыря проехали около двух километров. Навигатор, кстати, самой Метеоры как таковой не знал, знал только Коломбаку (и за это ему большое спасибо, отлично нас сюда привел).

Метеора, Греция

Загадочные скалы все ближе и ближе...

Метеора, Греция

Дыры в скалах – это не пещеры, а просто полости, которые образовались от выветривания.

Метеора, Греция

И через минут пять мы подъехали к монастырю Святого Николая Анапавсоса:

Кликните - будет ещё!

монастырь Святого Николая Анапавсоса (Метеора)

Монастырей всего 6, из них 4 мужских и 2 женских. Существуют они с 14-го века, и до 20-го века лестниц наверх предусмотрено не было. Все необходимое поднималось с помощью веревок, по веревкам же забирались наверх и люди. Таким образом монахи отгораживались от мирской суеты и чувствовали себя ближе к небу, к богу. В начале 20-го века по приказу местного епископа были сделаны скальные лестницы, зигзагами ведущие наверх. Епископа нервировал подъем в монастыри с помощью веревок и канатов. :)
Благодаря тому епископу, мы идем наверх по обычной каменной лестнице:

Метеора

Во всех монастырях действует дресс-код: для женщин обязательна юбка, для взрослых мужчин – длинные брюки, недопустимо, чтобы были открыты плечи. Впрочем, если вы одеты не по норме, то при входе вы можете получить нужную сменную одежду: юбки, платки, рубашки с длинным рукавом.

Внутри этого монастыря монахов нет, они живут в других пяти монастырях. Этот монастырь самый маленький, самый легкодоступный. Вход стоит 3 евро. Внутри снимать запрещено. Зато можно поснимать вдаль со смотровой площадки с уровня крыши монастыря:

Метеоры

Скалы выглядят абсолютно неприступными, даже для альпинистов с современным оснащением они считаются очень сложными для восхождения. Идея обустроить здесь монастырский комплекс пришла в голову святому Афанасию, который с двумя другими монахами прибыл сюда с горы Афон в 1336 году. По легенде, святого Афанасия на скалы перенесли орлы.

Метеоры

Метеоры

Виден соседний монастырь:

Кликните - будет ещё!

Спустились вниз. В другие монастыри мы не пошли, ограничившись "автоэкскурсией" (т.е. посмотрели на них снизу из окна автомобиля):

Метеора

Метеора

Здесь, похоже, "подъем по веревкам" действует до сих пор, во всяком случае для воды и электричества:

Метеора

Посмотрели на монастыри и поехали в Коломбаку обедать. Сиеста практически не оставила выбора, пришлось обедать в истоптанном туристами центре Коломбаки. Дорого. Обед на нашу семью вышел в 50 евро с чаевыми, но при этом вкусно и сытно.

Если вы хотите детально самостоятельно осмотреть все 6 монастырей, то вам понадобится два дня. Лучше и проще всего в этом случае остановиться в Коломбаке – этот городок именно туристами и живет. От Коломбаки до ближайшего монастыря Метеор около 2 км. Если вы оказались в Коломбаке без машины (приехали на автобусе), то можете нанять такси к Метеорам (обойдется в 30-40 евро), таксист может зачастую выступить и в роли гида. А можно и пешком прогуляться – всего-то с десяток километров пройти.

Так выглядит Коломбака:

Коломбака

Коломбака

Пообедав, выехали обратно. На обратном пути запланировали заехать в Эдессу – посмотреть водопады и сам городок.

Едем снова по тому же сорокакилометровому серпантину, только в обратную сторону, с техническими остановками (нашего младшего сына все еще укачивает на серпантинах):

У Гревены снова стали на Е90, разогнались немного – здесь разрешено 130 км/ч. Проехав череду туннелей, свернули на Верию, где пошла обычная (совсем нескоростная) дорога на Эдессу. Впрочем, навигатор вывел без труда.

Эдесса – туристический город Греции, расположенный в Центральной Македонии с населением около 25 тыс. человек.

Главные достопримечательности Эдессы – живописные реки, водопады (из которых самый зрелищный водопад – Каранос) и музей воды. Благодаря большому количеству рек и ручьев во времена заселения города славянами (VI – VIII вв.) он имел название Водена (от слав. «вода»). Современное название города переводится с фригийского языка как «город на воде».

Навигатор вывел нас в центр Эдессы. По указателям на waterfull и направлению, указанному прохожим уткнулись в бурную реку, огороженную заборчиками. Стало ясно, что мы у цели, можно парковаться, этот поток и приведет нас к Караносу. Припарковали машину и отправились гулять вдоль реки:

Эдесса

Эдесса

Эдесса

Эта речка с действительно быстрым течением. Оценить скорость течения поможет видео:

Через сотню метров поток низвергается несколькими водопадами, самый высокий из которых – Каранос (24 м):

водопад Каранос, Эдесса

Кликните - будет ещё!

водопад Каранос в Эдессе

водопад Каранос в Эдессе

За водопадом можно пройти, правда, терраса упирается в тупик:

водопад Каранос

водопад Каранос

Видео водопада Каранос:

 

 

 

 

Координаты GPS водопада в Эдессе: N 40°48'01" , E 22°03'01"

Эдесский Музей Воды демонстрирует, как можно туристически освоить заброшенные производственные объекты:

Эдесса

Работа почти всех местных заводов и мельниц раньше была основана на силе водопадов. В начале ХХ века в Эдессе функционировало столько фабрик, что город нарекли Балканским Манчестером.

Эдесса, музей воды

Эдесса оставляет приятное впечатление, гулял бы и гулял по этим улочкам.

Эдесса

Эдесса

Но уже девять вечера, пора домой. Купили магнит с Караносом, съели по мороженному, сели в машину и выставили навигатор на Метаморфози – можно возвращаться в отель. Навигатор показывает, что до отеля 189 км. Заполночь, проехав сквозь ночные Салоники,мы возвращаемся в Метаморфози.

26 июня 2013

Практическая информация

Как добраться (доехать) к Метеорам?

Про этот аспект написано в начале обзора, там где карта. Координаты GPS монастырей Метеора: N39° 42.488' E021° 37.191'

Как взять машину напрокат в Греции?

Прокатных контор в Салониках много – от мировых брендов (Hertz) до разных мелких. Чем крупнее город, тем больше прокатных контор, тем ниже цены. В Метаморфози, где мы базировались, было всего две прокатные конторы – Space и Laki. Цены примерно одинаковы, но Space при аренде машины предоставлял полную страховку (без франшизы) – мы выбрали его. Обращайте внимание, есть ли франшиза при страховке – она обычно составляет 300-500 евро. Поясню на примере. Пусть франшиза 500 евро. При страховом случае, если ущерб менее 500 евро, его будете оплачивать вы. Если ущерб более 500 евро, то вы платите только 500 евро. Для нас лично было важно, чтоб франшизы не было вообще – голова за машину не болит. Т.е. в этом случае вы будете платить только за проколотые колеса.

В случае аренды авто с франшизой вы должны будете сумму этой самой франшизы оставить в залог в прокатной конторе (если рассчитываетесь карточкой, то сумму франшизы вам заблокируют на карте с вашего обязательного согласия). В случае полной страховки вы ничего не оставляете в залог в прокатной конторе, а при возврате машины ее у вас даже осматривать никто не будет. Мы сдавали машину следующим образом – подогнали машину к своему отелю, позвонили в контору (а это была уже ночь) напомнив, что мы брали машину на 4 дня, сегодня эти 4 дня истекают, и мы хотим ее вернуть без просрочки. Несмотря на поздний час, меня вежливо выслушали и предложили следующий вариант – "оставьте ключ на левом переднем колесе, и ни о чем не думайте, ложитесь спать, и приходите к нам еще" :) . Вот это разговор, вот это сервис! – подумал я. Ключ на колесо... Так и сделал. Наутро проснулся – машины уже не было, как я понял, забрали прокатчики еще ночью.

Space предоставлял различные машины и различные варианты страховки. Если клиент желает полную страховку, то к обычной цене аренды автомобиля в день добавлялось еще 5 евро. Например, тот Hyundai Accent, на котором мы путешествовали по Греции, при неполной страховке обходился 49 евро в день, с полной страховкой – 54 евро в день. Т.е. за 4 дня заплатили 216 евро. Прокат без учета километража – в некоторых конторах есть лимит пробега, превысив который вы потом доплачиваете, уточняйте этот момент. Другие машины – Тойота Ярис выходила на 5 евро дешевле, Форд Фокус на 7 евро дороже. Есть и джипы, и бизнес-класс – но там около 140-150 евро в день. Все автомобили свежие, до 5 лет. Самая дешевая машина – Дэу Матиз – 35-40 евро в день. Но очень мелкую машину брать не рекомендуется – она крутую горку или серпантин может попросту не осилить.

Цена аренды машины зависит от многих факторов:

  • от класса машины
  • от коробки передач – с автоматом дороже
  • от количества дней аренды – больше 5 дней – дешевле
  • от месяца года – июль и август – горячий сезон – самые высокие цены
  • от варианта страхования (без франшизы – дороже)
  • от места, где вы находитесь. В Афинах или Салониках при прочих равных будет дешевле, чем в курортной периферии

Когда получаете машину, не поленитесь проверьте наличие домкрата и запаски. Аптечки, кстати, в Греции не предусмотрены. Вам в конторе должны будут на руки выдать договор аренды, техпаспорт и страховку (страховка у нас была приклеена к лобовому стеклу).

По условиям аренды вы должны будете вернуть машину с тем количеством топлива (не меньшим), чем когда брали. Машины как правило снабжены борткомпьютером, который показывает, насколько километров еще осталось бензина. Если, когда вы брали авто, борткомпьютер показывал запас хода 200 км, то и при возврате запас хода должен быть не меньше 200 км – иначе будете доплачивать за бензин.
Существует и второй вариант – брал с полным баком топлива, так и отдаешь с полным баком топлива.

Что необходимо для заключения договора аренды автомобиля в Греции?

  • международные права, стаж не менее 2 года
  • в договор аренды также впишут ваше текущее местонахождение – название отеля, номер комнаты.
  • желание путешествовать на машине :)

Заправки и цены на топливо в Греции

Бензин в наш Hyndai Accent мы заливали 95-й (он там называется Normal), цена варьируется от 1,63 до 1,74 евро. Видели дизтопливо – примерно 1,33 евро за литр. Совет из личного опыта – видите заправку – заправляйтесь! Заправки очень неравномерно разбросаны по трассам – то густо, то пусто. Когда заправка нужна позарез – ее может не быть в пределах десятков километров. Как у нас было – бензина по борткомпьютеру на 80 км осталось, одну заправку пропустили (цена бензина на пару центов показалась выше, чем в Метаморфози), так потом следующую заправку нашли только через 45 км, и то в стороне от трассы. Поволновались тогда... И еще полезно знать, что многие АЗС не работают по ночам, в сиесту, и в темное время суток.

Удачных путешествий по Греции!


  +1293   -16      количество просмотров56386   количество комментариев11

Тэги:
загадочные скалы
водопады
объекты всемирного наследия ЮНЕСКО

Список всех тэгов


Греция



Вам понравился этот фотоотчет?

  




Комментарии

AlexisKoz
26.01.2014   14:47:43
Комментарий № 129

Великолепный отчет! Спасибо!




Дмитрий
22.04.2014   04:47:05
Комментарий № 139

Спасибо ! Интересно ...Единственное, не во всей Греции в обязательном порядке требуют международные права...В прошлом году на Корфу даже разговора не было про них...




Наталья
28.04.2014   06:06:11
Комментарий № 140

Очень классный маршрут. Мечтаю повторить, оказавшись на Халкидиках в Pallini Beach
через 1.5 недели!
Спасибо.
Ценный путеводитель!




Марьяна
24.05.2014   03:47:19
Комментарий № 146

Большое спасибо за интересный и полезный рассказ.
Собираемся на Ситонию, Ваши советы очень помогут.




Анна
2.07.2014   07:13:31
Комментарий № 166

Павел, благодарю Вас за потраченное время на написание этого отчета.Прочитав, получила
многие ответы на свои вопросы)))
удачных путешествий в дальнейшем.




Света
7.07.2014   04:41:55
Комментарий № 171

отчет несет много ценной информации. спасибо! изучив его, мы тоже ездили из Метаморфози в Метеоры. правда навигатор завел нас не на окружную, а в центр Салоников, так что немного потолкались в греческих пробках.
а обратный путь у нас лежал на Олимп, в навигаторе задали Литохоро. к нашему удивлению и конечно радости, в этом направлении сразу от Метеоров нас повела обычная дорога, без серпантинов.
все Метеоры всё-таки советую посетить. в Великом метеоре мы пробыли 1,5 часа - там музеи и церковь.




Анна
12.06.2015   13:28:39
Комментарий № 245

Спасибо, как раз хотим прокатится с Касандры к Метеорам, ваш отчет берем как основу!
Жаль, что судя по отчету сама дорога не очень интересно и по пути некуда заехать. Или вы
просто не ставили это целью? Просто ехать порядка 4х часов утомительно(




Анна
12.06.2015   14:54:46
Комментарий № 246

Спасибо, что нашли время ответить) я имею в виду небольшие остановки, мы катались
по Криту и практически каждые полчаса либо великолепная панорама, либо интересный
храм. Я так понимаю - тут такого нет? Интуитивно ожидаешь впечатления не только
от места назначения, но и от процесса езды. Просто стоит вопрос, стоит ли ехать
именно на машине или взять экскурсию.
Если по пути смотреть нечего, то можно мужа и пожалеть.




Ирина
6.07.2016   16:33:04
Комментарий № 318

Уважаемый автор! У Вас прямо-таки бесценные отчеты! Планирую в сентябре прокатиться по Греции на машине, и ни на одном сайте не могу найти более исчерпывающей информации по маршрутам, достопримечательностям и особенностям проката авто! Огромное Вам за это спасибо! :)




Елена
18.07.2016   06:19:20
Комментарий № 321

Павел, спасибо - много ценной информации!
Через неделю летим в Метаморфоси, хотим взять машину. Но с нами ребенок 2 года.
Есть ли там возможность заказать авто-кресло для малыша?


 

Павел   Павел
Когда мы там были (2013 год), такая возможность была. За дополнительную стоимость
можно было взять навигатор, детское кресло, еще какие-то вещи.
Но не в каждой прокатной конторе! Нужно сразу обговаривать эти вопросы с
прокатчиками автомобилей.




Татьяна
29.08.2016   05:46:48
Комментарий № 328

Спасибо Вам большое! За Ваши подробные отчеты! Очень много нужной и полезной
информации, которую не так просто сыскать. Через пару недель летим в Пиерию.
Планируем восхождение на Олимп и поездку на Метеоры. После прочтения Ваших отчетов
воодушевилась еще больше. Очень важны временные, высотные и километровые
подробности для планирования путешествия с ребенком. Спасибо Вам еще раз!




Ваш комментарий:

Поля со звездочкой ( * ) обязательны к заполнению.
Комментарии, в которых присутствуют ненормативная лексика или ссылки, не отображаются.

* Ваше имя:



Ваш e-mail:

(На e-mail вы получите уведомление об ответе либо о встречном комментарии)
Не скрывать e-mail от авторизованных пользователей
* Введите контрольное число: 2212







  +1293   -16
  количество просмотров56386   количество комментариев11

ТОП-10

10 лучших











10 самых обсуждаемых











10 популярных











Новые


Темы

Австрия

Беларусь

Болгария

Ватикан

Венгрия

Германия

Греция

Грузия

Исландия

Италия

Латвия

Литва

Люксембург

Нидерланды

Польша

Россия

Словакия

США (Калифорния)

Тунис

Турция

Украина

Финляндия

Франция

Хорватия

Чехия

Швеция

Эстония

 

Разное

 

Список тэгов

 

 

 

2024

2023

2022

2021

2020

2019

2018

2017

2016

2015

2014

2013

2012

2011

2010

2009

2008

2007

2006