Будапешт
Из Кошице по трассе Е71 мы довольно быстро, в пределах 3-х часов, приехали в Будапешт.
В Кошице было сравнительно жарко (+32), но в Будапеште нас ждала настоящее пекло — в шесть вечера за бортом машины +37 ! В машине поддерживается +22, но подъехав к забронированному гестхаусу открыли дверь машины и как будто загянули в раскаленную сауну, из которой невозможно никуда сбежать. И еще влажно и душно.
Заселились в гестхаус "Kis Gellert". Это в Буде, практически на холме Геллерт. О том, что город Будапешт получился в результате объединения двух городов — Буды и Пешта известно если и не всем, то многим. Пешт — восточная, равнинная часть Будапешта, занимающая около 2/3 территории города, отделенная от Буды Дунаем. Именно в Пеште сосредоточена большая часть достопримечательностей (площадь Героев, проспект Андраши, здание парламента), находится деловой центр, все вокзалы, метро. А Буда — холмистая часть города, один из холмов — Геллерт.
Мы вселились, разложили вещи. Номер скромный, однокомнатный. Кондиционера нет, вместо него вентилятор. В Будапеште за кондиционер в номере берется существенная доплата, мы же решили здесь сэкономить.
Пошли смотреть Дунай. Пешком к Дунаю без карты города, включив навигатор в телефоне. Заблудились немного, протопали несколько лишних километров, в конце концов к половине 11-го вечера все же вышли на набережную.
Возле Дуная было чуть холоднее и чуть менее душно, чем на холмах Буды. И все кафе и забегаловки, все дорожки — все сплошь заполнено туристами...
Дунай, конечно, потрясает! Во-первых , он впечатляет своей шириной, во-вторых своей весьма высокой скоростью течения, в-третьих обилием и движухой различных судов (в основном прогулочных катеров разных калибров), курсирующих туда-сюда в черте Будапешта. Мы к таким мощным рекам просто не привыкшие...
Кстати, чистотой вода в Дунае не отличается. На следующий день мы ее рассмотрели — песчаного цвета вода, и несется очень быстро.
Вообще, если собрать наши основные впечатления от Будапешта перечислением в одну фразу, то это будет: "быстрый Дунай, мосты через Дунай, жарко как в сауне, Королевский дворец, здание парламента, старейшая линия метро, площадь Героев, проспект Андраши, здание местного КГБ, памятник железному занавесу, снова набережная Дуная...". Но все по порядку.
Итак, мы идем смотреть Будапешт:
Вдалеке виден Королевский дворец (или Будайская крепость):
К нему мы и направляемся.
Вот уже и пришли.
На самом деле это тыльная часть дворца, лицом же он обращен к Дунаю.
Внутри территории дворца много разных двориков:
следующий снимок и некоторые другие в правом верхнем углу отмечены знаком . Это означает, что под таким снимком спрятан еще один – похожий или с другого ракурса. Для отображения второго снимка кликните мышкой по первому снимку, для возврата первого – кликните по второму.
Фонтан "Охота короля Матьяша":
Многофигурная бронзовая композиция украшает собой южную стену основной части королевского дворца.
Здание парламента — визитная карточка Будапешта (напротив дворца через Дунай):
Мост Сечени (или Цепной мост):
тот самый мост, по которому мы впервые пересекали Дунай. В Будапеште все мосты через Дунай достойны восхищения, но этот мост один из самых впечатляющих и живописных.
Относительно скромный неоклассический дворец построен в начале позапрошлого века графом Шандором на площади Святого Георгия, рядом с Будайской крепостью. В настоящее время является официальной резиденцией венгерского президента и большую часть времени закрыт для публики. Лишь один раз в году, осенью, в дни фестиваля архитектурного наследия Венгрии, любой желающий может посмотреть некоторые залы дворца.
Будайская кальвинистская церковь – не самая знаменитая церковь Будапешта, но одна из самых заметных. Она расположена рядом с набережной Буды и хорошо видна и с Пешта от здания Парламента, и с кораблика во время речной прогулки по Дунаю:
Колонна у собора св.Матьяша:
Чумной столб:
Здание старого рынка
Отсюда мы на другой берег Дуная (из Буды в Пешт) переправились на метро.
Вот карта метро:
Метро Будапешта содержит 4 действующих линии, каждая из которых обозначается буквой М и цифрой от 1 до 4. Три линии метро Будапешта (М1-М3) пересекаются между собой в центре венгерской столицы. Четвертая линия (зеленая, М4) является самой новой (на карте она еще обозначена пунктиром как строящаяся, но уже действует), построена она была в 2014 г.
Мы сначала ехали на современном поезде красной линии (М2), переехали в Пешт под Дунаем. А на станции пересадки перешли на желтую линию (М1), и так доехали до Площади Героев.
Старейшей веткой метро Будапешта является именно желтая линия М1, проходящая между дорогой Mexikoi ut и площадью Vorosmarty ter. Открыта эта линия была еще в 1897 г (! , это одно из самых старых метро Европы). М1 — ветка неглубокого залегания, и по ней ходят маленькие старинные забавные поезда, включающие в себя по три небольших вагона.
Вход в линию метро М1 (станция "Площадь Героев"):
Спускаемся в подземный переход:
( по аналогичному принципу построены все станции М1).
Никаких эскалаторов нет, так как никуда ниже и спускаться не нужно — поезд и станция прямо у спуска в подземном переходе (!):
Таких поездов больше нигде нет! Всего три вагона в составе, как будто длинный трамвай.
Интерьер станции:
Вернемся наверх.
Мы у площади Героев.
Но сначала взглянули снаружи на здание купален Сечени:
Вышли на площадь Героев:
Площадь была построена к празднованию тысячелетия Венгрии в 1896 году (тысячелетие обретения венграми родины).
Площадь украшают несколько памятников. Первый (высокая колонна в центре) посвящён тысячелетию перехода мадьяр через Карпаты и представляет собой высокую колонну, на вершине которой находится фигура архангела Гавриила на земном шаре с короной короля Иштвана и апостольским крестом. У подножия монумента изображены вожди семи мадьярских племён во главе с князем Арпадом, основателем правившей венгерской династии.
Две полукруглые колоннады, разместившиеся на площади за колонной архангела Гавриила, — это памятник героям Венгрии. Длина каждой из колоннад составляет 85 м. Между колоннами слева направо установлены бронзовые статуи представителей династии Арпадов: святой Иштван, святой Ласло, Кальман І Книжник, Андраш II и Бела IV, затем представители Анжуйской династии: Карл Роберт и Людовик I Великий, Янош Хуньяди, Матьяш Корвин, далее трансильванские князи Иштван Бочкаи, Габор Бетлен, Имре Текели, Ференц II Ракоци и борец за свободу венгерского народа Лайош Кошут. Колоннады увенчаны аллегорическими фигурами Труда и Процветания, Войны и Мира, Мудрости и Славы.
Рядом с центральной колонной установлена каменная плита — мемориал венгерским солдатам, павшим в мировых войнах, где в дни национальных праздников стоит почётный караул и проходят торжественные церемонии возложения цветов.
На заднем плане — музей изобразительных искусств:
Выставочный зал "Мючарнок". Иными словами, это художественная галерея, которая используется для проведения различных выставок венгерского и зарубежного современного искусства:
Прогуливаемся по проспекту Андраши:
Различные старинные здания... Архитектура, конечно, впечатляет.
Проспект назван в честь министра иностранных дел Австро-Венгрии Дьюлы Андраши. Имеет протяженность два с половиной километра, соединяет площадь Ференца Деака с площадью Героев и Городским парком.
А это здание бывшего КГБ:
В назидание потомкам о политических репрессиях и большом терроре, который проходил в советские времена здесь, над зданием сделали карниз, через который просвечивает солнце и высвечивает слово "TERROR" на стенах здания. Да, жуткие были времена... Как хорошо, что все это уже в прошлом.
В правой части здания напротив входа установлен небольшой монумент из ржавых цепей, посвященный "железному занавесу". Кликните по этой фотографии — увидите здание КГБ в другом ракурсе, там монумент будет лучше виден.
Венгерский государственный оперный театр:
Базилика святого Иштвана:
И как-то незаметно мы снова подошли к Дунаю:
Катера различных размеров движутся практически "наперегонки".
Слева виден кусок Королевского дворца.
Мемориал в память о жертвах Холокоста, установленный в 2005 году. Пронзительный и страшный:
Массовые расстрелы евреев в Будапеште производились фашистами в конце Второй мировой войны, в 1944 - начале 1945 годов. Чтобы не заниматься захоронением, нацисты расстреливали жертв на берегу реки, для экономии пуль сковывая цепью в 50-60 человек и стреляя только в первого — падая, он тянул за собой остальных. Евреев привозили к дунайской набережной на грузовиках, приказывали снять обувь и увозили на баржах в неизвестном направлении. Оставленная на набережной обувь шла на продажу или использовалась фашистами для собственных нужд.
На улицах попадается довольно много машин родом из СССР:
На синей Ниве, кстати, зимняя резина. В августе! Что тоже иногда встречалось, как в Венгрии, так и в Хорватии.
Одна из особенностей города (и вообще Венгрии) — многие окна заключены в роллеты и решетки:
Интересно: роллеты — это только от палящего солнца или еще и от воровства?
Подъезды жилых домов в центре Буды:
Буда очень холмиста, сплошные перепады высот:
А теперь вспомним — какими были первые вещественные упоминания о существовании Венгрии в жизни каждого из нас, из детства? Кто еще застал СССР в 1980-е годы, тот помнит яркие качественные венгерские фломастеры, все крутили кубик Рубика, хозяйки ценили венгерский кетчуп в конусовидных бутылках и консервированный зеленый горошек "GLOBUS". Но перед всем этим в жизни каждого советского человека был автобус "Икарус"! Все мы почти ежедневно ездили на автобусах городских маршрутов (556-е и позже 260-е "обычные", 180-е и позже 280-е сочлененные "с гармошкой"), и иногда на красных 250-х "междугородных".
Так вот, что стало с "Икарусом" на его исторической родине, мы пытались выяснить.
Завод в Секешфехерваре в 2000-е переживал тяжелые времена, в 2007-м закрывался практически полностью, но через несколько лет открылся вновь. В настоящее время компания продолжает выпуск бусов небольшими партиями в условиях сильной конкуренции с другими европейскими фирмами-гигантами.
На улицах Будапешта встречалось много автобусов городских маршрутов, но чаще всего это были MAN, Mercedes, Iveco и Volvo. Но все же мы нашли и несколько Икарусов:
Если присмотреться внимательно, увидим, что это Икарус-кабриолет! С 260-й модели срезали верх, и сейчас этот бус используется для экскурсий по Будапешту в летнее время года.
Есть, оказывается, и новые модели Икаруса:
Это был Будапешт:
На самом деле, мы охватили буквально 3-5% достопримечательностей Будапешта. Но что поделать, ведь мы были в нем проездом в Хорватию, и у нас на Будапешт было всего выделено всего двое суток (один полный день и один вечер). Что бросилось в глаза, о том и написали.
У каждого свой Будапешт...
10-12 августа 2017
Тэги:
объекты всемирного наследия ЮНЕСКО
архитектура
Список всех тэгов
Венгрия
Вам понравился этот фотоотчет?
Комментариев нет, Ваш комментарий может стать первым.
Поля со звездочкой ( * ) обязательны к заполнению.
Комментарии, в которых присутствуют ненормативная лексика или ссылки, не отображаются.