День 0.
В этот день, точнее — вечер 5-го января 2016 года, мы приехали в Варшаву. Выехали из Минска рано утром, но граница подвела, в пункте пропуска "Брест-автодорожный" была длиннющая очередь машин на выезд, в итоге простояли на границе почти 5 часов. Приехали в Варшаву, когда было уже темно (а в январе ведь темнеет рано). Получили в агентстве ключи от квартиры, нашли нужный нам адрес, затащили вещи в квартиру, пристроили машину на охраняемый паркинг, закупились продуктами. Попили чай и отрубились до утра.
День 1.
Просыпаемся в 9 утра по Минскому времени. По Польскому времени это 7 — хорошо, можно многое успеть.
А ночью, оказалось, выпал снег. Немного, ровно столько, сколько нужно. Чтобы не вязнуть в снегу по колено, а лишь природа напомнила, что время года — зима.
Квартира наша на 9-м, последнем, этаже — кое-что видно вокруг. Выходим на балкон:
и смотрим на припорошенную снегом Варшаву.
"Колючее" круглое сооружение — это стадион, где проходили некоторые матчи чемпионата по футболу Евро-2012:
Разнокалиберные антенны на соседнем доме:
кусочек паркинга с половиной нашей машины:
продуктовый магазин внизу:
Завтракаем и пьем кофе дома. Первый пункт программы и наш декларативный повод для визита в Варшаву — "центр науки Коперник" - находится в пяти минутах ходьбы от нашего жилья. По дороге начинаем исследовать город, подошли к Висле:
* следующий снимок и некоторые другие в правом верхнем углу отмечены знаком . Это означает, что под таким снимком спрятан еще один – похожий или с другого ракурса. Для отображения второго снимка кликните мышкой по первому снимку, для возврата первого – кликните по второму.
Висла замерзла лишь наполовину. Похожий вантовый мост есть в Риге.
На набережной возвышается один из трех варшавских памятников русалке (изображение нанесено на герб города):
Запечатлели себя на фоне известного стадиона:
и направились в центр Коперника:
Центр науки имени Коперника совсем свежий — открыт в 2010 году:
Планетарий центра открыт в конце 2011 года:
У входа собралась маленькая очередь. Время 9:55, а центр открывается в 10:00, ждем:
Купили семейный билет на 4-х и проникли внутрь.
Центр науки — это больше, чем обычный музей. Тут можно смело провести целый день всей семьей: интересно будет и детям, и взрослым. Практически все экспонаты, представленные в центре, интерактивны, их можно, а главное, нужно трогать руками.
Зазеркалье:
Вытягивание фигур:
Оптические явления:
Опыты с водой:
Машины, механизмы и двигатели:
сборка электрической схемы:
Экспонат с выставки "Человек и окружающая среда":
маятник Фуко:
Костя надувает воздушный шар:
Время работы Центра науки имени Коперника
Центр науки имени Коперника можно посетить со вторника по пятницу с 9-00 до 18-00, касса работает до 17-00. В выходные дни центр открыт с 10-00 до 19-00, касса работает до 18-00. Но лучше выбраться в центр в будний день — тогда не будет длинных очередей и столпотворений в залах. Выходной – понедельник. Стоимость билетов в Центр науки имени Коперника
Семейный билет на 4-х (2 взрослых + 2 детей школьников) стоит 72 злотых.
Вышли из центра, прошли мимо университетской библиотеки:
Стены библиотеки расписаны формулами, моделями молекул, нотами и всякой научной информацией:
вход в библиотеку:
И отправились мы гулять-бродить по мощеным брусчаткой улочкам Варшавы:
Прошли мимо Большого театра:
Один из многочисленных костелов:
Три часа дня, а уже темнеет:
Чувствуется двухчасовая разница во времени.
Пока зашли в кафе, перекусили, уже совсем стемнело.
По улицам Варшавы ездят чешские трамваи:
Кран достраивает небоскреб:
Такой высоты кран мы ни разу не видели.
Дворец культуры и науки:
Сюда мы на следующий день еще вернемся.
А пока еще не очень поздно, решили пройтись по вечернему старому городу, посмотреть новогодние декорации и иллюминацию.
Президентский дворец:
Елка у королевского дворца поздно вечером:
Краковское предместье все такое нарядное и светящееся:
Везде чувствуется атмосфера праздника. Мы неспешно прогуливались по улочкам, а воздухе растилался морозный туман...
Выставлены "новогодние подарки":
и елочные игрушки:
Недалеко от новогодней елки отыскалась мини-пекарня, которая выпекала и продавала круглые булки-трубочки Trdelnik. Сразу же и полакомились ими всласть. Кто был в Чехии, знает, что это такое и как это вкусно. Да под стаканчик горячего глинтвейна на морозе — мммм, это божественно!
День 2
Завтракать на этот раз мы пошли в кафе, которое расположено в доме напротив нашего, на другой стороне улицы.
Кафе
Rue de Paris :
Интерьер в уже почти постоянном для кофеен стиле лофт
Сидим такие сонные, заказали блинчики, омлет и кофе, и ждем:
Лирическое отступление о кофе. Какой смысл приносить кофе раньше всего остального? Что б он остыл к моменту употребления? А, это они в надежде, что, естественно, мы не позволим нашему кофе остыть и выпьем его горячим сразу, а после блинчиков нам захочется чего-нибудь попить — и мы кофе закажем еще раз. Что ж, расчет оказался верным, вот черти... А само кафе и кофе в нем весьма неплохое, для быстрых горячих и вкусных завтраков вполне подходит.
Позавтракали и пошли смотреть достопримечательности и интересности Варшавы.
Музей Фредерика Шопена:
Проходя через скверы заметили, что на некоторых деревьях
установлены такие странные "домики":
К дереву прибито березовое полено, во многих местах просверленное, над поленом сделано подобие крыши.
Оказывается, это люди построили жилища для насекомых. У нас такого нет.
В этом здании при советах размещался ЦК Компартии Польши:
перед ним установлен памятник Шарлю де Голлю:
Сосчитали кресты на площади Трех крестов с костелом святого Александра:
Вышли на улицу "семи амбасад и одного министерства":
На самом деле, амбасад (посольств) на этой улице больше, чем семь.
Есть также на ней и памятник Р. Рейгану:
Подходим к одному из самых высоких зданий в Варшаве — Дворцу культуры и науки.
Мы его видели и вчера вечером. Высота со шпилем 237м.
Типичная сталинская высотка. В начале 1950-х была преподнесена в качестве подарка от СССР Польскому народу, т.е. возведена на советские средства, по советскому проекту и советскими строителями.
После падения советов, в начале 1990-х годов, жители Варшавы высказывали идею о сносе этого здания, чтобы оно не напоминало им о периоде жизни под контролем СССР. Были и другие мысли — разместить в этом здании "музей коммунизма", в назидание потомкам. Однако, в итоге победил проект, по которому вокруг здания построили несколько современных небоскребов, что б они оттеняли сталинскую высотку.
На высотке есть смотровая площадка (на 30-м этаже), туда мы и устремились.
Купили билеты (20 злотых взрослые и 15 злотых дети), поднялись на скоростном лифте на 30-й этаж. Кстати, в здании 12 лифтов, в каждом сидит женщина-работник, которая управляет лифтом — нажимает кнопки этажей.
И вот мы на смотровой площадке. Думали, увидим с высоты всю Варшаву, но пасмурная погода и легкий туман помешали нам это сделать.
Но кусочки Варшавы все же увидели:
А прямо под нами — каток и автобусная станция:
Спустились вниз и направились в сторону Королевского дворца.
На пути нам встретился отель Бристоль:
Один из самых дорогих отелей Варшавы.
По улицам спешат трамваи:
Дворцовая (Замковая) площадь с колонной короля Сигизмунда:
Королевский дворец:
Елка у дворца, на этот раз при дневном свете:
Мы зашли во внутренний двор дворца:
Площадь Рынок:
А в центре плошади — каток:
Чего мы не увидели в Варшаве из того, к чему привыкли в Минске.
Мы не увидели, в частности, "лежачих полицейских", светодиодных светофоров и любых светофоров с обратным секундным отсчетом, фейерверков и петард у новогодней елки, сильно выпивших людей на улицах.
День 3.
В этот день мы уезжали домой.
С утра пораньше забрали с паркинга машину, упаковали в багажник сумки, уселись сами —
и устремились на выезд из Варшавы, на дорогу Е30 в сторону Тересполя и Бреста.
На последнем фото, сделанном из машины, запечатлелся
дом, в котором мы снимали квартиру:
До свиданья, Варшава! Все было прекрасно.
5-8 января 2016
Практическая информация
Пересечение границы Беларусь-Польша на автомобиле
Необходимые документы.
Для пересечения границы вам понадобятся:
- Паспорт с действительной шенгенской визой
- Свидетельство о регистрации автомобиля (техпаспорт)
- Договор страхования гражданской ответственности автовладельцев "Зеленая карта"
- Медицинская страховка, действительная на всей территории стран Шенгенского соглашения на весь срок поездки.
Кроме того, вот уже несколько лет как поляки задают всем въезжающим вопрос "какова цель поездки?". Вопрос кажется праздным и ни к чему не обязывающим, однако таким образом поляки сверяют цель визита с целевым назначением визы.
На визе есть надпись "CEL WIDANIA" , далее цифры, если 01 - это туризм, если 02 - закупки, торговля. У нас виза получалась под туризм и мы отвечаем: цель поездки - туризм, едем отдыхать. Поляк идет дальше и спрашивает - а куда конкретно едете, есть ли бронь отеля? Мы тогда показываем распечатку брони жилья с booking.com . После этого вопросы практически заканчиваются.
И еще, поляки интересуются "сколько топлива в баке?". Топливо можно везти только в баке, никаких канистр с топливом провозить нельзя. Если человек с визой на закупки заявляет, что едет до Белостока, а топлива полный бак на 600-700 км, то таможенникам понятно, что лишнее топливо из бака будет слито и продано.
как быстро пересечь границу Беларусь-Польша на авто
Если кто не в курсе, Беларусь с Польшей имеют 5 международных пунктов пропуска для легковых автомобилей:
- Брузги-Кузница
- Берестовица-Бобровники
- Песчатка-Половцы
- Брест-Тересполь
- Домачево-Словатыче
Можно выбрать любой пункт пропуска, наибольшей же популярностью среди россиян пользуются Брест и Берестовица, с недавних пор добавилось еще и Домачево.
Максимальные очереди на въезд в Польшу возникают перед выходными, в пятницу вечером, в субботу и воскресенье утром. Если вы подумаете, что я мол самый умный и поедете в пятницу вечером не через Брест, а, к примеру, через Брузги, то при подъезде к Брузгам вы обнаружите длиннейший хвост из автомобилей, владельцы которых рассудили так же как и вы.
Заглянув на страницу gpk.gov.by/maps/ochered.php , вы увидите количество машин в очереди на выезд по каждому пункту пропуска (обновление информации каждый час), там же и онлайн фотокамеры. Т.е. можно оценить ситуацию по всем пунктам пропуска и выбрать с наименьшей очередью. Правда, нельзя забывать, что у разных пунктов пропуска различная пропускная способность. Например, Брест или Брузги производительнее, чем Песчатка.
С 2016 года в пункте пропуска Брест работает система электронной очереди (предварительное бронирование примерного времени прохождения границы). Через сайт можно записаться на ускоренное прохождение границы (услуга платная).
Из личного опыта.
Последнее время чаще ездили через Брест, и по пути из Минска до Бреста нас обгоняло много машин из России. Потом стояли вместе с ними в очереди в Бресте. :))
Мы уперлись в хвост очереди около 14:00. Это перед первым шлагбаумом, до которого еще был хвост из машин 50-60, разделенный на два потока.
Лирическое отступление, чисто из наблюдений, пока стояли в очереди.
В очереди скопились разные машины, но можно разделить всех на 4 группы.
1. Поляки и другие европейцы, которые возвращаются в Европу. Их процентов 5-10 от общего количества машин.
2. Автомобили Белорусского 1-го региона (Брест и Брестская область). Самая многочисленная группа, наверное процентов 75-80 от общего числа машин. Эти все поголовно заняты какой-то приграничной торговой суетой. Ну, а брестчанам-то что - у них граница практически в городской черте, визы у 90% населения Бреста, вот и занимаются приграничной торговлей. Ездят как правило до Бяла-Подляски и назад. Везут в Польшу в основном топливо в баке (разница цены топлива в Беларуси и Польше примерно вдвое). Буквально в нескольких километрах после границы их уже встречает конкретный поляк, который и перекупает это топливо, откачивая его из бака. Тех, кто возит через границу топливо называют "бензовозы", и перевозят его чаще всего на "Фольксваген-Пассат В3 или В4 универсал" (у них самые большие баки - свыше 80 литров). Обратно везут обычно бытовую химию и шмотки. Барыги-спекулянты, короче... Им бесполезно рассказывать, что в Польшу можно поехать не с целью что-то там купить/продать, а с целью что-то в Польше посмотреть и детям показать, попутешествовать. Самая пакость, которую выделывали жители 1-го региона – они занимали перед своей машиной очередь друзьям/знакомым и впускали их машины перед собой, отчего очередь почти вообще не двигалась. Один такой черт перед нами занял троим (!).
3. Российские – около 10%. В основном из Москвы, подмосковья и иногда СПб. Это особый контингент - мажоры, чиновники, бизнесмены (как правило, хоть встречаются и исключения). Авто – полноценные иномарки, практически новые или средний возраст 3-5 лет, купленные в российских салонах. Эти авто очень помпезно и контрастно смотрятся на фоне автомобилей поляков и белорусов из 1-го региона. :)) . Как правило, россияне едут на модных ныне кроссоверах, иногда внедорожниках, реже на обычных легковых машинах. Никаких тебе Волг и ВАЗов, никакого иномарочного секонд-хэнда нет и в помине. По этому контингенту сразу понятно – люди едут кутить, отдыхать и не столько Европу посмотреть, сколько себя показать. Непременные аксессуары – фотокамера-зеркалка (хотя абсолютному большинству таких "туристов" она абсолютно не нужна, они ее возможностей и не знают, просто для понта необходимо), айфон и/или айпад (тоже для "статусности"). Если он едет с женой/любовницей и на календаре зима или поздняя осень (или ранняя весна), то она будет непременно в шубе ( и не важно, что мороза нет и температура воздуха +5С, опять же - для понта необходимо ) :)) .
4. оставшиеся 2-3% - это минчане или жители других регионов РБ, едущие в Европу с туристическими или какими-то некоммерческими целями. Таких очень мало, и это огорчает. В эту группу попадаем и мы.